Это старая версия документа!
рицу 律
Очень важно поддерживать постоянную высоту тона. Когда мы выдуваем одну ноту на одном дыхании то легко получить искривление линии звука. У начинающих игроков в начале и в конце звук может уйти в бемоль, а в центре — в диез. Это неправильно.
Таким образом начало и конец вашей высоты тона может контролироваться углом между подбородком и инструментом (чем вертикальнее вы держите флейту, тем выше и резче будет звук, и наоборот, чем горизонтальнее вы держите флейту, тем звук будет ниже и глуше).
Когда мы начинаем играть пьесу, то контролировать этот процесс сложнее т.к. мы используем динамику.
Высота тона опять может уйти, как на рис. 19.
Тем не менее мы можем контролировать использование угла между подбородком и инструментом. Но в этом случае так же мы используем угол дыхания.
После изучения этого вопроса и практики этой техники вы сможете получить отличную высоту тона.
онкай 音階
В этом мире не существует идеальной теории, которая могла бы нам всё объяснить. То же самое и с музыкой. Тем не менее, необходимо разобраться с правильным звуком.
Например «Идеальная 5я октава» или «Идеальная 4я октава» «хорошо темперированного» европейского строя — не совершенны. И 3я октава тоже не идеальна.
Простая интонация более гармонична, но у неё есть проблемы с модуляцией.
Модуляция - переход из одной тональности в другую
Но музыка — это искусство, а не наука. Кроме того, она имеет тесную связь с религией. В своей истории сякухати содержит много религиозных аспектов.
Додекафоническая система пришла из Китая в Японию в эпоху Нара (794 -1192). Это проиллюстрировано ниже.
В реальном исполнении партитуры состоят из пяти или семи нот, наиболее важными из которых являются системы Ё-сэн (陽 旋) и Ин-сэн (陰 旋), встречающиеся в музыке эпохи Эдо (1603-1867). В этих гаммах вторая нота содержит характерное использование полутонов. Ё-сэн, как правило, используется в народной музыке. Ин-сэн используется в санкёку (三曲) и хонкёку (本曲) музыке сякухати, а так же иногда в народной музыке.
В большинстве классической музыки сякухати используется Ин-сэн.
Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ В. Микротоны и оригинальные [ноты]
Чтобы представить гамму сякухати в виде диаграммы полезно использовать «Элегантные» системы, которые являются основой научного и точного метода измерения музыкальных интервалов.
Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ А. Система центов.
В сякухати-гамме ключевым тоном является . Следующей основной высотой тона является
.
и
— это характерные тональности, которые имеют изменяемую высоту тона.
и
изменяются соответственно на
и
, как и остальные.
и
чистая кварта
и
чистая кварта
и
мажорная секунда
и
минорная секунда
и
минорная терция
Разницу между целым мажорным тоном и целым минорным тоном мы можем увидеть на следующей диаграмме:
где mf – это (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко, а mp (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
Циклы/секунды. В рамках чистой темперированной гаммы
Циклы/секунды. В рамках равномерной темперированной гаммы
хёси 拍子
Всё в мире подчинено своему собственному ритму.
В году 365 дней. Один час составляют 60 минут. К этому ритму можно добавить еще дни и минуты для всех нас, живущих своей единственной драгоценной жизнью на этой земле.
Что касается ритма, то существуют три этапа
Первое, это неравномерность счёта. Второе, механический отсчёт. Третье, ощущение нутром, которое приходит за механическим подсчётом.
кёдзяку 強弱
Это типичные сякухати-фразы. В них можно найти специфическую динамику «САСА БУКИ», типичный способ задать интонацию при игре на сякухати. САСА означает листья бамбука, БУКИ означает выдох. Таким образом, мы обычно представляем динамику в виде листа, как образа.
Выполните одновременно следующие действия:
Конечно же, кончик языка всегда должен касаться верхней части нижних передних зубов.
Перед началом ноты или фразы иногда мы ставим перед ней украшение. Как правило мы добавляем украшение ниже на один шаг в гамме. Однако иногда используются украшения для ноты выше на одну ступень.
Если атари необходимо, то вы можете использовать один из примеров (см. ниже), но будьте осторожны и не используйте его слишком часто.
Юри ュリ
Вибрато у сякухати гораздо тоньше и чувствительнее, чем у других духовых инструментов потому что это тонкое взаимоотношение с телом.
Обычно мы используем при игре на сякухати Ёко-Юри. Ики-Юри используются редко (*). Юри делает звук более ровным и выдающимся, и это улучшает капилярность.
Ёкуё 抑揚
В этой фразе мы делаем дополнительные движения в точке (*). После этого фраза становится более мягкой и гладкой с богатыми ощущениями.
Мы можем изменить форму полости очень деликатно, как если бы мы говорили или пели, потому что рот полностью окружён мышцами за исключением твёрдого нёба и нижней челюсти.
Говоря о нюансах звука, в основном мы используем тонкие движения нижней челюсти, языка, миндалин и их комбинации в целом.
Напрягайте губы и мягкое нёбо одновременно в течении одной секунды. Затем ослабьте напряжение этих мышц.
Мэри получается за счёт комбинации следующих элементов. Начинающий исполнитель должен использовать их все.
Таковы основные элементы Мэри. Иногда можно опустить один или два из них для получения специальных эффектов.
Опять же, новичок должен использовать все элементы.
Обозначения в пьесах сякухати пишутся сверху-вниз и справа-налево. Тем не менее, для удобства я записал обозначения горизонтально для того, чтобы подробно объяснить и записать подобно западной нотной записи. В качестве примера я выбрал начало пьесы Куроками 黒髮
где
Сури スリ
Портаменто не должно использоваться часто. В нужном месте и в нужное время этот приём очень эффективен для создания особого настроения.
Приближаясь к окончанию продолжительной тональности понизьте тональность на 1/2 или на 1/3 полутона (иногда на целый тон) и быстро вернитесь к основной высоте тона.
Время снижения тона составляет около 1/2 -1/30 с. в зависимости от мелодии и её интерпретации.
Чтобы снизить высоту тона необходимо слегка опустить челюсть и увеличить приоткрытие ваших губ. Это делает полость рта больше, поэтому атмосферное давление на мгновение уменьшается. Давление воздуха способствует уменьшению объёма, а высота тона уходит в бемоль. Эти действия можно делать в сочетании с техникой Мэри. Затем вы можете увеличить объём, сохраняя при этом высоту тона в бемоль.
ториру кара юри トリルからュリ
Переход от трели к вибрато должен быть очень мягким. Начните с медленного темпа, постепенно добавляйте интенсивность и качание головой (куби-юри): находясь в согласии с циклической трелью.
нидзю ути 二重打ち
Мы используем нидзю ути в народной музыке довольно часто, особенно в мелодии Оивакэ. В санкёку и хонкёку двойную трель мы используем очень редко.
бибунон 微分音
Одна октава равномерно темперированного строя содержит 12 полутонов. Толутон является самым маленьким интервалом (малой секундой). Тем не менее, каждый полутон можно разбить на несколько микротонов. Мы уже использовали понятие микротона при описании «Сури», которое является своего рода портаменто.
Подробнее смотри Приложение В. «Микротоны и оригинальные партитуры сякухати».
Фукикири используется, как правило, в хонкёку. Ближе к концу при сохранении той же высоты тона происходит сильный выдох.
В последний момент быстро опустите челюсть.
Затем верните челюсть в исходное положение в зависимости от следующей ноты или фразы.
Нэиро но хэнка 苷色の変ィ匕
С помощью изменения напряжения рта, губ и дыхания вы можете изменить окраску тона. Используйте сочетание напряжения и расслабления подбородка, щёк, шеи и губ.
Элементы | Тоновая окраска |
Губы | |
---|---|
плотные | звук жёсткий, плотный |
расслабленные | звук мягкий |
Шёки | |
плотные | звук стабильный |
cвободные, рыхлые | звук ясный, утончённый |
Челюсть | |
в нормальном положении | звук стандартный |
опущена вниз | звук мягкий |
Шея | |
напряжена | звук жесткий |
расслаблена | звук мягкий |
Язык | |
в нормальном положении | звук стандартный |
скрученный | звук хриплый |
Выдох | |
мэри | звук утонченный, плотный |
кари | звук жесткий, грубый |
Вибрато | |
отсутствует | звук естественный, спокойный, но сильный |
небольшое | неясные ощущения |
большое | звук богатый, сильный |
Это основные факторы.
Другими важными факторами являются громкость, динамика и темп (включая тайминг на паузы).
.